VARIA

«Как же это — в седьмом веке было, а теперь нет?»: изобретенная традиция иконописи в постсекулярной Армении

В статье проанализирован процесс постсоветского изобретения новой религиозной традиции иконописи в Армянской апостольской церкви. Хотя в средние века армянское христианство не сформировало традиции иконопочитания, однако начиная с XVII в., в силу разных исторических причин, в Армянской церкви появляется церковная живопись, которая вписывается не только в церковный интерьер, но и в религиозную повседневность прихожан.

Православный антиэкуменизм 2.0: мобилизационная модель, секьюритизация и реваншизм

Между полемикой и толерантностью: конструирование «религиозного другого» через призму николаевской цензуры

Islamobuddhica: Что если буддизм — религия Писания? «Писание Шакьямуни» в арабском «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина

Памяти Николая Селезнева (1971–2021)

Гностический троп в современной медиакультуре

В статье предлагается понимание гностического тропа как инструмента для анализа религиозных составляющих современной массовой культуры, а также обозначаются элементы этого тропа и причины его популярности. В качестве методологической рамки выступает теория оккультуры К. Партриджа, особый акцент делается на предложенном им образе оккультурного бриколера — создателя современной культуры, работающего с элементами западного эзотеризма как с подручным материалом.

К истории понятия «священник»: от сакрального статуса к функции в обществе

В статье рассматривается эволюция определений понятия «священник» в энциклопедической и лексикографической литературе, происходившая на фоне становления культуры Нового времени. Определения такого рода в известном смысле призваны формировать представления широкого круга читателей. Основной тезис статьи состоит в том, что в период от XVII в. до второй половины XVIII в.

Постхристианское или постатеистическое общество? Некоторые особенности российского режима секулярности

Авторы полагают, что специфика российского случая секулярности в контексте проблематики секуляризации и секуляризма существенно недооценена. В аналитическом плане эта недооценка имеет два негативных последствия. Во-первых, она ведет к тому, что режимы секулярности, сложившиеся в коммунистических странах Восточной Европы, рассматриваются как частный случай «советской модели». Между тем эти страны, как полагают авторы, в данную модель не укладываются.

Хасан-Гата Габаши против миссионера Евфимия Малова: пример мусульманско-христианской полемики конца XIX в.

В статье на примере полемического сочинения Хасан-Гата Габаши «Нурал-хакика» (1886 г.) рассматривается мусульманская реакция на миссионерский вызов. Анализируется внутренний защитный механизм исламского дискурса, который срабатывает для защиты вероучения (‘акида) от внешнего «чуждого» влияния и связан с очерчиванием охранительных границ. В качестве тактики защиты используется стратегия опровержения ложной идея или учения из науки ‘илм ал-калам. В свете этого рассматривается тематика сочинения и его сценарий, система аргументации и поведение действующих акторов.

Революция духов для духовного братства: социальные идеалы русского спиритуализма

В статье предложена реконструкция социальных идеалов русского спиритуализма. В качестве основных источников использованы тексты, раскрывающие представления спиритуалистов об устройстве «духовного мира», свидетельства об устройстве и характерных особенностях спиритических кружков, а также литературные произведения спиритуалистов, отразившие их социальные идеалы. Социально-политические взгляды русских спиритуалистов были консервативными, однако их онтологические взгляды демонстрируют их стремление к социальным инновациям.

Pages