Цель статьи в том, чтобы критически переосмыслить историографические категории, принятые в рамках «тезиса о конфликте» (между наукой и религией) в свете дискуссий об эволюции в Америке в XIX в. Статья основана на анализе биологического и теологического дискурсов в работах Эдварда Дринкера Коупа — лидера так называемой «американской школы неоламаркизма». Коуп, авторитетная фигура в американском научном сообществе второй половины XIX в., выдвинул новую концепцию целесообразности в природе, основанную на феномене активности организмов в течение их жизни. Эта гипотеза, согласно Коупу, подразумевает возвращение теизма в природу. Этот пример не только убедительно свидетельствует о проницаемости границ между научным и вненаучным дискурсами в этот период, но и ставит под вопрос «тезис о конфликте» и представление о том, что война между наукой и религией была нормой в ходе американской рецепции дарвинизма.