В статье анализируются поиски решения проблемы «религия и наука», намеченные представителями русского гегельянства последней четверти XIX века Б. Н. Чичериным и П. А. Бакуниным. Автор описывает основные тенденции русской культуры, обусловившие направленность познавательного интереса обоих мыслителей и его специфическую реализацию: анализ отношений науки и религии позволил им сформулировать общие основания своих философских систем в жанре развернутого философского трактата. В статье рассматриваются «Наука и религия» и «Мистицизм в науке» Б. Н. Чичерина и «Основы веры и знания» П. А. Бакунина. Их анализ позволяет выявить ряд важных общих черт в рассмотрении проблематики и выводах обоих мыслителей. Прежде всего, актуальная борьба «научного» и «религиозного» мировоззрений представляется им столкновением форм ложного сознания. Оба автора чрезвычайно высоко ставят философскую рациональность, признавая ее верховным арбитром в конфликте религии и науки. Они намечают проекты философской теологии, в которых Бог открывается человеку не в религиозном чувстве, но в разуме, в глубинах самосознания. Обоим мыслителям свойственен историзм, связывающий процессы, происходящие в глубинах духа, и события истории мысли и духовной культуры. В целом позиция обоих авторов находится в общем русле решения этой проблемы русской метафизической мыслью: противостоя как научному, так и религиозному обскурантизму, они в деле восстановления равновесия расходящихся сфер культурной и духовной жизни возлагают надежду на их философское опосредование.