В предлагаемой вниманию читателей статье «экспериментальный спиритизм» рассматривается как маргинальная научная программа, возникшая при переходе от классического к неклассическому типу научного познания. Основным предметом является спиритическая эпистемология, прежде всего представления спиритуалистов о том, как должно быть правильно организовано научное познание. Настоящее исследование состоит из нескольких частей: в теоретической части раскрывается содержание классического и неклассического типов научного знания через призму субъект-объектных отношений; в исторической части определяется специфика противопоставления «науки» и «религии» как двух различных сфер человеческого опыта в Новое время, а также утверждается «принцип реальности» объекта познания как общая черта теологии и классической эпистемологии; в феноменологической части предлагается типология движения отечественного спиритуализма, размечается видовое многообразие эпистемологических моделей экспериментального спиритизма, а также демонстрируется отношение к научному познанию спиритуалистов, никак не связанных с научным сообществом; в аналитической части речь идет об экспериментальном спиритуализме как маргинальной научной программе, возникающей при переходе от классической к неклассической науке.