В статье исследуются причины и обстоятельства возникновения буддийского теократического государства бурятского религиозного деятеля Лубсан-Самдан Цыденова (1850–1922). На базе ряда малоизвестных рукописных источников на тибетском, монгольском и русском языках предпринята попытка детальной реконструкции событий в сибирском Забайкалье в годы Гражданской войны. Анализируя личные записи Цыденова, а также текст конституции Кудунской теократии, автор статьи делает вывод о том, что Кудунский проект возникает на стыке традиционных буддийских представлений о дхармическом государстве и модернистских идей о республиканской форме правления и конституционной демократии. Теократию Цыденова следует также
рассматривать в контексте реакции буддийских кругов на попытки светских бурятских националистов начать строительство бурятской государственности, основанной на принципах национального самоопределения. На примере Кудунского проекта мы видим, как буддизм мог служить продуктивной почвой для государственного строительства в эпоху политического кризиса в России.