В статье рассматриваются четырнадцать автокефальных православных церквей, входящих в т.н. диптих (перечень независимых церквей «в порядке чести») и участвующих в проведении Всеправославного собора, намеченного на июнь 2016 года. Определяя вначале современный смысл понятия церковной автокефалии, автор затем делает попытку типологизации суверенных акторов межправославного взаимодействия, обращая внимание на их историческое наследие, реальное состояние и структурные особенности. Он приходит к выводу, что строгая типология православных церквей невозможна, а различения по одному или нескольким основаниям не будут отражать внутренней конфигурации мирового православного сообщества. Вместо этого автор выявляет некоторые парадигмальные различия между группами церквей, предлагая, помимо наиболее очевидной пары организационных парадигм «национальная»/«транснациональная», другие пары: «анахроническая»/«диахроническая» и «национальная»/«имперская». Кроме того, он обращает внимание на специфически современную парадигму «рассеянной церкви», которая накладывается на другие парадигмы. В заключение рассматривается соотношение символического и реального в актуальном устройстве и самопонимании православных церквей.