Православная церковь — это сложная геополитическая реальность, не представляющая собой однородного целого. Напротив, рост ирредентизма в XIX столетии создал основу для постоянных территориальных разделений на протяжении XX века. При этом численность православных христиан в мире продолжает расти. Эти два фактора являются отправной точкой для нового исследования православия как центра силы в международных отношениях, а также глубоких стратегических изменений, влияющих на взаимодействие четырнадцати поместных православных церквей. В статье показано, как Православная церковь в процессе подготовки к Всеправославному собору реагировала на геополитические проблемы путем разработки новых подходов, ориентируясь на диалог между православием и идентичностью, на последствия территориальных изменений в стратегии поддержания власти над общинами в диаспоре и на их роль в контексте конфликтов. Первая часть статьи посвящена эпистемологическому подходу, с помощью которого православие позиционировано в контексте геополитических исследований через рассмотрение диалектики между священным, идентичностью и территорией. Во второй части на первый план выходит постоянство биполярной парадигмы, в рамках которой существует противостояние между патриархатами Константинополя и Москвы, а также проблема религиозной диаспоры. В заключительной части рассмотрены геополитические вызовы, перед которыми ставит православие нынешний религиозно-политический кризис в Сирии.