Статья посвящена экклезиологическим проблемам, включенным в повестку Всеправославного собора, но так и не нашедшим своего разрешения в ходе предсоборных дискуссий: православной диаспоре, провозглашению автокефалии и роли диптихов. Дополнительно рассматривается вопрос о первенстве во Вселенской церкви. Все эти темы могут быть объединены в один проблемный блок, поскольку они связаны с вопросом о верховной власти в Православной церкви: ее локализации и механизмах осуществления. Автор последовательно рассматривает содержание каждой проблемы, основные подходы к их решению и попытки их примирения в рамках предсоборных дискуссий. Проведенный анализ позволяет выявить две экклезиологические модели устройства Православной церкви и, соответственно, два подхода к пониманию верховной власти в ней, которые использовались в попытках решить экклезиологические проблемы в ходе предсоборного процесса. Они могут быть охарактеризованы формулами: «первый без равных» и «равные без первого». Первая модель наделяет верховной властью в Православной церкви первенствующего по чести Константинопольского патриарха, вторая — настаивает на принципиальном равенстве автокефальных поместных церквей и рассматривает их в качестве церковных суверенов. Несовместимость этих моделей является главной причиной провала всех предпринятых попыток разрешить рассматриваемые проблемы в рамках предсоборного процесса.