В статье речь идет о локальной канонизационной инициативе по представлению к общецерковному почитанию местночтимой во Владимирской епархии княгини Марии Ясыни (ок. 1158–1206), бабушки Александра Невского. Мария Ясыня считается многими аланкой по происхождению, что вызывает большой интерес к ней православных активистов в Северной Осетии-Алании, а также ряда представителей руководства республики и московского церковного истеблишмента. Рассмотрение судьбы этого проекта позволяет сделать некоторые выводы о современном понимании природы святости или того вопроса, кто и на каком основании является легитимным экспертом в области прикладной агиологии. Вопрос о том, кто и на каких основаниях будет определять агиологические достоинства того или иного кандидата в святые, не сводится к моменту противостояния церковной элиты и православной «народной массы» или патриархийного центра и епархиальной периферии. Предлагаемый к прославлению святой, находясь на пересечении интересов разных групп, зачастую не является тем предметом, который эти группы оспаривают друг у друга. Каждая из них пытается, не входя в конфронтацию с другой, использовать потенциал образа подвижника для достижения своих целей. Кроме того, следует учитывать, что в дело прославления святых оказываются вовлечены люди, от церковной жизни далекие, но понимающие, что канонизационные решения производят важнейшие символы национальной и региональной идентичностей, то есть касаются не только собственно церковной жизни.