В статье обсуждается проблема новой концепции религии в современной постсекулярной ситуации, в которой ни секулярная модель религии, характерная для эпохи модерна, ни досекулярное понимание религии / религиозности не соответствуют социокультурным реалиям. Автор акцентирует внимание на том, что взгляд на религию домодерного прошлого через призму ее секуляристского восприятия искажает природу религии как таковой, отводя ей строго определенное и потому ограниченное место в соответствии с идеей и практикой функциональной дифференциации, характер- ной для новоевропейских обществ. В связи с этим обсуждается идеология секуляризма и его скрытого мировоззренческого базиса. Основное авторское предложение состоит в том, что религию следует понимать как один из двух полюсов социокультурного целого, наряду с полюсом «вечного» светского, и что такая схематизация адекватна различным историческим эпохам и конкретным социокультурным контекстам.