В статье анализируется дискуссионное поле, сложившееся в современных когнитивных теориях религии вокруг проблемы сравнительной роли социокультурных и биологических/когнитивных факторов в формировании религиозных представлений, одним из ключевых элементов которого выступает тезис о «прирожденных верующих». Авторами выявлены принципы когнитивной науки о религии, ставшие основанием данного тезиса; раскрываются его содержание, основные компоненты и аргументационная база. Продемонстрирована ограниченность и слабая эмпирическая обоснованность альтернативной тезису о «прирожденных верующих» гипотезы, согласно которой религиозность является результатом исключительно религиозной социализации и инкультурации. Определено место тезиса о «прирожденных верующих» в контексте дискуссий о врожденности в когнитивных науках и показано, что данный тезис удовлетворяет «минимальному условию» врожденности и может служить полезным эвристическим инструментом в кросс-культурных исследованиях и при изучении детской религиозности, но в то же время он выявляет ограниченность когнитивного подхода к изучению религии в решении вопроса о врожденности религиозных представлений.