В данной статье описывается уникальное положение Католической церкви в Польше XX века — феномен, необычный для коммунистических стран центральновосточной Европы. Акцент делается на описание ключевых направлений деятельности церкви в политических условиях Польской Народной Республики. Во время Второй мировой войны Католическая церковь понесла существенные человеческие, материальные и организационные потери. Более того, Польская объединенная рабочая партия проводила антицерковную и антирелигиозную политику. Репрессии, злоупотребления и дискриминация затронули церковную иерархию, священников, монахов, а также мирян-католиков. Убийства священников продолжались со времен Сталина и вплоть до 1989 года. Однако коммунистам не удалась политика лаицизации и секуляризации страны. Церковь обладала моральным авторитетом в польском обществе, который сделал усилия коммунистов тщетными. По причине запрета религиозного образования в государственных школах религиозное образование детей и юношества было перенесено в приходы. Частный Люблинский католический университет продолжил свою деятельность. Несмотря на цензуру, выходила католическая пресса. Утраченные западные диоцезы были заменены вновь учрежденными на западных и северных территориях. За созданием движения «Солидарность» в 1980-х гг. последовал бум строительства религиозных зданий. Миряне получили возможность для самореализации в рамках так называемых Клубов католических интеллектуалов. Массовые паломничества били рекорды. Возросло количество желающих посвятить себя священнической и монашеской жизни. Церковь смогла отстоять свои позиции благодаря воплощению пасторских принципов, провозглашенных кардиналом Стефаном Вышиньским — примасом Польши и кардиналом Каролем Войтылой — папой Иоанном Павлом II. Католическая церковь поддержала политическую оппозицию в борьбе за изменение политической системы. В процессе трансформаций 1989 года церковь выступила в качестве посредника и гаранта соглашений.