В статье анализируется раскол Католической церкви и верующих в Польше на приверженцев «открытого» и «закрытого» католицизма. Опираясь на результаты изучения активистов «Радио Мария» и доминиканского ордена и беря в качестве теоретической базы взгляды Пьера Бурдье, автор показывает, что истоки этого различия носят социальный («классовый») характер. «Открытые» католики имеют лучшее образование; «закрытые» — это люди с начальным образованием и, как правило, пожилые. Данные характеристики, однако, не отражаются на их способности адаптироваться к экономическим реалиям. Автор опровергает миф, согласно которому «закрытым» католикам свойственно отсутствие динамизма и склонность слепо доверять наработанным схемам поведения. В отношении к основополагающим проблемам современного католицизма, а также к либеральным ценностям оба течения демонстрируют единодушие. Различие двух течений заключается больше в форме восприятия положений веры, чем в содержании. «Открытые» католики более рефлексивны, «закрытые» — более эмоциональны. Из этого происходит взаимная неприязнь представителей двух течений. Выбор одного из двух направлений — сугубо дело вкуса и приверженности эстетическим идеалам. То же самое, по словам автора, характеризовало когда-то и польский социализм, который рухнул из-за эстетической неприемлемости для большинства населения.