В статье прослеживается эволюция образа Богородицы на примере реликвий, имеющих отношение к Катынскому расстрелу. Автор показывает влияние католического образа «Пьета» и иконы Остробрамской Мадонны на возникновение своеобразной богородичной символики, связанной с Катынским расстрелом, и, опосредованно, на официальное искусство социалистической Польши. В статье подробно анализируются характерные черты образа Катынской Богоматери на всех этапах его развития, причем указывается, что в 1980-е гг. этот образ не имел религиозной окраски, а был лишь вдохновлен одним из популярных католических символов. Показывается также то место, которое заняла Катынская Богоматерь в современном культе памяти расстрелянных офицеров, и то, как его воспринимают сегодня в Польше. Усиление мотива национального мученичества и соответствующая эволюция образов Катынской Богоматери отражает изменения, которые претерпевает память о Катыни, и польское восприятие истории в целом.