Общеизвестен тезис о запрете на употребление алкогольных напитков в исламе. Несмотря на существование религиозного императива, в повседневной жизни мусульмане употребляли алкоголь, что прослеживается как в исторической, так и географической перспективе. В данном исследовании религиозный запрет и его практика рассматриваются в двухвековом хронологическом разрезе на примере Дагестана (вплоть до его окончательного вхождения в состав Российской империи) — региона с господствующим шафиитским мазхабом, в рамках которого употребление алкоголя запрещено. Для общего анализа религиозных предписаний относительно употребления алкоголя используются труды шафиитских (ан-Навави и др.) и ханафитских (ас-Самарканди и др.) правоведов, но также и исследования западных востоковедов, поскольку они тезисно излагают суть проблемы и их работы более доступны для академического сообщества. В качестве источников в работе использованы описания Дагестана иноземными путешественниками (А. Олеарий, Э. Челеби, И.А. Гильденштедт и др.), а также труды местных ученых-богословов — правовые заключения и исторические сочинения (все на арабском языке): Мухаммад ал-Кудуки «Такрират фи масʼала ан-набиз»; Абу-Бакр ал-ʻАймаки «Иʻлам ат-тилмиз би ахкам ан-набиз»; Нур-Мухаммад ал-Авари «Такрират»; Ахмад ар-Ругджи «Масʼала фи-л-хубз»; Назир ад-Дургили «Нузхат ал-азхан фи тараджим ʻуламаʼи Дагистан»; ‘Али ал-Гумуки (Каяев) «Тараджим ʻулама’и Дагистан».