Статья посвящена формированию двух гендерных дискурсов — мужского и женского — на страницах периодических изданий татар-мусульман Российской империи начала ХХ в. Исследование опирается на анализ материалов мусульманских женских журналов «Сююмбике», «Азат ханым» («Освобожденная женщина»), наиболее авторитетного издания российских мусульман «Шура» («Совет»), а также других изданий, затрагивавших «женский вопрос». Важной чертой рассматриваемой дискуссии было то, что в ней активное участие принимали не только мужчины, но и сами женщины, формируя свой собственный дискурс, отличный от мужского. В статье показано, что в рамках мужского дискурса — в ситуации, когда высшей целью был признан «прогресс нации» — подчеркивалось исключительное значение женщины для локального/глобального мусульманского сообщества прежде всего как матери. Данный дискурс демонстрировал установку на объективацию женщины. Женский же дискурс, появившийся позднее, был сконцентрирован вокруг проблем самих женщин, включая насилие со стороны мужчин, а также призывов к независимости от последних. В то же время автор отмечает, что общей чертой обоих дискурсов — мужского и женского — была апелляция к религиозной аргументации.