В данной статье проводится анализ трансформации гендерного дискурса в современном католицизме после II Ватиканского собора. Основываясь на примерах французского и американского кейсов, автор показывает, как на нынешнем этапе развития католического учения актуализируются многочисленные дискуссии в среде католических интеллектуалов и на уровне рядовых католиков о гендерном равенстве, роли женщин в церковном предании, отношении к сексуальным меньшинствам и иным аут-группам, исторически подвергаемым дискриминации в рамках традиционно-консервативного подхода. Особое внимание уделено сравнительному анализу интерпретации концепта гендера со стороны нерелигиозных и религиозных теоретиков. Трансформация гендерного дискурса в католической мысли носит глубинный характер, связанный как с развитием научного знания, так и с изменением ценностных ориентаций, отражая качественные сдвиги религиозной и политической идентичности. Подробно анализируя актуальные дискуссии в католическом сообществе, связанные с призванной отразить традиционное понимание гендера католической теорией комплементарности, автор заостряет внимание на ее критическом осмыслении с позиций позднейшей гендерной теории, в частности, развиваемой в трудах Д. Батлер. Автор показывает, какие дискурсивные формы приобретает полемика консервативных католических мыслителей с современной квир-теорией, развиваемой в трудах Д. Батлер. Предпринимается попытка указать на взаимосвязь изменений в восприятии гендерной тематики среди католиков с процессами демократизации. Для подтверждения данного тезиса приводятся данные глобального исследования ценностей среди католиков. Наконец, автор проводит сравнительный анализ дискуссий о концепте гендера, существующих в условно «консервативном» и условно «либеральном» спектре католических мыслителей. В статье отмечается особая роль французской и американской католической мысли в имплементации идей гендерного мейнстриминга.