В России, в отличие от Западной Европы, не существует политического рынка, на котором было бы востребовано негативное отношение к исламу и отторжение от мусульман. Формированию такого рынка препятствуют как «автохтонный» характер ислама для России, так и специфика российской политической системы. В силу этих обстоятельств появление на политическом поле партий и движений с исламофобской повесткой маловероятно, а артикуляция негативного отношения к исламу на уровне гражданского общества затруднена. Вместе с тем для России характерны общественно-политические напряжения вокруг ислама, которые наблюдаются и в западноевропейских странах. Несмотря на официальную риторику межконфессионального согласия, российское общество достаточно сильно поляризировано, а культурно-символическое пространство поделено на негласные зоны влияния. В регионах, в которых мусульмане составляют меньшинство, возникают конфликты по поводу присутствия в публичном пространстве символов исламской идентичности (ношение хиджаба в государственных школах, строительство новых мечетей). В регионах с преобладанием мусульманского населения де-факто действуют другие правила поведения, чем в остальной части России. Что касается исламской составляющей постсоветских миграций, то до недавнего времени она не являлась темой общественных дебатов. Среднеазиатские мигранты воспринимались скорее в этнических, чем в конфессиональных терминах. Смещение в восприятии произошло (а) благодаря отражению в российских медиа западной политической повестки; (б) растущей «видимости» мигрантов-мусульман на фоне местного населения (не в последнюю очередь по причине дефицита мест для совершения культа), (в) в результате нескольких резонансных случаев, связанных с вовлечением выходцев из среднеазиатских государств в террористическую активность.