В данной статье предполагается рассмотреть процесс становления секты хлыстов. Привлечение ранее не использовавшихся при изучении этого движения источников (следственные документы стрелецких бунтов, дело царицы Евдокии и майора Глебова и др.) позволяет более детально представить себе среду формирования сектантского движения и структурировать раннюю историю секты в виде последовательного поэтапного процесса. В статье делается попытка рассмотреть формирование экстатических и пророческих практик в рамках радикального старообрядчества в «Вязниковских лесах»; смещение центра раннесектантского движения в Москву и образование московской хлыстовской общины в связи со стрелецкими бунтами; конфессионализацию секты, конкуренцию между хлыстовскими общинами и выделение локальных культовых центров. Кроме того, в статье предполагается осветить роль разных лидеров в истории секты, использование экстаза в практике самосожжений, роль эсхатологических представлений в учении христововеров, сходство хлыстовщины и нетовщины.