Объектом исследования являются иудаизирующие религиозные движения эпохи Нового времени: русское субботничество и трансильванское саббатарианство. Работа представляет первую в отечественной историографии попытку компаративного анализа этих движений, а также выявления двух моделей иудаизантизма с характерными для них признаками. Сравнительное изучение течений обнаруживает немало общего в их происхождении, развитии, социальном составе, в религиозных представлениях и практиках сектантов, их взаимоотношениях с властями. Оба феномена возникли в эпоху раннего Нового времени в христианских странах. Генезис сомбатошок неотделим от европейской Реформации, русское иудаизантство зародилось в атмосфере антицерковного движения «протестантствующих». Течения имели ультрарадикальный для своего времени характер. Оба варианта субботничества распространялись по преимуществу среди крестьянства. Религиозные представления и практики иудействующих формировались на основе Ветхого Завета, что сочеталось с вниманием — бóльшим или меньшим — к новозаветным текстам. Сектанты подвергались гонениям со стороны властей, формировали аналогичные стратегии выживания, имели схожую идентичность; со временем течения испытали дехристианизацию и сильнейшее воздействие иудейской традиции. Однако между двумя явлениями прослеживаются и серьезные различия. Исключительная роль в зарождении и ранней истории саббатарианства принадлежит представителям европейской интеллектуальной и социальной элиты. Русское иудаизантство, возникшее в низших социальных слоях, изначально относилось к числу народных движений. Различия в генезисе, культурно-исторических и политических контекстах, в которых развивались оба феномена, обуславливали определенную разницу в доктрине, практиках и исторических судьбах субботников. Исследование позволяет говорить о двух типологически близких, но имеющих свою специфику моделях иудаизантства. Русская «ветхозаветная вера» — это автохтонное, развивавшееся спонтанно простонародное движение. Трансильванское саббатарианство до некоторой степени представляет собой своеобразный «конструкт», созданный и отчасти управляемый образованными и деятельными представителями европейской религиозной мысли XVΙ–XVII вв.