В статье рассматривается, как в условиях формализации российского законодательства в эпоху Николая I актуальной проблемой в приходской жизни становится обнаружение церковным причтом фактов «отступничества» православных прихожан в старообрядчество, растет количество соответствующих следственных дел. «Уклонение в раскол» становится проблемой: российские власти обнаруживали несовершенство собственной системы надзора за православными прихожанами в условиях кризиса религиозной терпимости по отношению к старообрядцам. В работе будет показано, что в указанный период времени активное возбуждение следственных дел против «отступников» привело к противоположному результату: вместо возвращения «отступников» в православную церковь религиозная жизнь таких старообрядческих согласий, как Спасово, Рябиново, Поморское стала еще более интенсивной. В результате местные власти были вынуждены признать их как самостоятельные религиозные сообщества. Статья содержит также анализ межконфессиональных браков между православными и старообрядцами, который показывает ограниченные возможности вмешательства властей в повседневную жизнь верующих. Законные правила заключения таких браков часто пренебрегались как супругами, так иногда и самими православными священнослужителями.