В статье исследуется актуальная тема биоэтических дискуссий — аборты. Особенностью этой публикации будет исторический ракурс вопроса, а именно общественный консенсус по их поводу в эпоху НЭПа. Сегодня основное противоречие в этой сфере — противоречие между секулярной и религиозной моралью, а тогда главными оппонентами были новая коммунистическая идеология и традиционно настроенное общественное мнение. Последнее основывалось на религиозной системе ценностей, но зачастую уже было равнодушно к собственно религии, однако чувствительно к покушениям на привычные церковные обряды. Следование православным традициям могло быть и выражением религиозности, и попыткой обрести моральную опору в эпоху перемен. Идеологический посыл власти тоже противоречив: с одной стороны, в нем присутствует идея свободы сексуальных отношений, а вступление в брак и развод облегчены и изъяты из религиозного контекста, женщин призывают трудиться, участвовать в общественной работе и получать образование. С другой стороны, все эти свободы мало обеспечены с точки зрения социальной, финансовой, медицинской. Одним из последствий такого расшатывания традиционной семьи является рост числа легальных и подпольных абортов. Но это вызывает беспокойство у врачей и деятелей санитарно-просветительной пропаганды, отсюда распространенные призывы не делать абортов, а рожать новых граждан Страны Советов, несмотря на все трудности. Источники показывают, что «маленькие» люди понимали: многодетность обрекает семью на нищету и болезни. При почти полном отсутствии доступной контрацепции единственным средством регулирования рождаемости оказывается аборт. С одной стороны, несмотря на усилия пропаганды, он воспринимается как неприятная, но неизбежная часть повседневности. С другой, он с высокой степенью вероятности связан с травмой, как моральной, так и физической, поэтому не может по-настоящему стать частью нормы повседневности. Автор приходит к выводу, что общественный консенсус по этому вопросу не был достигнут, да и был в принципе невозможен.