Статья посвящена темной экклезиологии — новой богословской теории церкви, которая, по словам автора, представляет собой эмансипацию церковной мысли и практик от присущего им клерикоцентризма. На протяжении веков экклезиология концентрировалась на описании церковных иерархических (клерикальных) структур, через которые задавалась нормативность в церкви. Все странное и ненормативное при этом остается в тени, но продолжает существовать в церкви. В область тени попадают «невидимые» группы, которые оказываются исключенными клерикальной властью из пространства экклезиологии (женщины; квир-люди; некрещеные люди; человеческие эмбрионы; животные и другие нечеловеческие живые существа; священные предметы и вещи). Темная экклезиология позволяет по-новому взглянуть на церковь. Как метод теологических исследований церкви она заново ставит вопрос о ее составе, устройстве и границах. Обнаружение области «церковной тени» позволяет говорить о церковных акторах и вещах без их исключения из церкви или насильственной нормализации в рамках нормативных экклезиологических теорий. Критический потенциал темной экклезиологии позволяет вскрывать контингентность церковных норм и произвольность исключения из церкви тех, кто сам относит себя к церкви. Теневые акторы описываются средствами богословского инфраязыка, который представляет собой способ соотнесения в одном пространстве разных перспектив и нарративов, через которые они сами описывают свою принадлежность к церкви. Этот инфраязык позволяет также проводить между церковными акторами и вещами гораздо большее число связей, чем те языки, что задаются властными клерикальными нарративами (например, рассматривать евхаристию не только в рамках клерикально заданных ролей). Темная экклезиология обращается к плоской онтологии, утверждающей онтологическое равенство всех акторов, включая Бога. Методологически темная экклезиология использует идеи объектно-ориентированных философов (Т. Мортон, Г. Харман и др.) и акторно-сетевую теорию Б. Латура. В темной экклезиологии происходит, если пользоваться терминологией Латура, пересборка церковного коллектива.