Паломничества в монастыри и к другим святым местам были традиционной религиозной практикой среди православных верующих до 1917 года. Несмотря на провозглашение советским правительством государственного атеизма, эти практики исчезли только во время массового террора 1930 - х гг. Однако в ходе Второй мировой войны, когда Сталин изменил свою политику в отношении религий, верующие возобновили практику паломничеств. В статье рассматривается паломничество к знаменитому монастырю «Коренная пустынь» вблизи города Курска. В период с 1944 г. и вплоть до начала новой антирелигиозной кампании при Н. Хрущеве в 1958/59 гг. эти процессии каждый год привлекали до 20 000 человек. В то же время паломничества этого периода отличались от дореволюционных: знаменитую икону Божией Матери «Курская Коренная» в 1920 г. вывезли за границу, а монастырь был закрыт. В качестве цели паломничества был избран находящийся около монастыря «святой источник». В борьбе против такого «проявления суеверия» режим опирался на церковную иерархию, запретившую духовенству участвовать в процессиях и молебнах на открытом воздухе. Местный курский епископ оказался перед дилеммой: отвергнуть значимую православную традицию или открыто противостоять указаниям государственных властей. В статье анализируются решения епископа и реакции на них со стороны мирян.