Хорошо известно, что Турция — это страна, находящаяся в состоянии перемен. Происходящий транзит от кемалистской идеологии к посткемалистской оказывает сильное влияние на самые разные уровни и области национальной жизни Турции. Западнический образ кемалистского проекта модернизации начинает уступать дорогу альтернативным формам и пониманиям современности. В разных областях, от международных отношений до телевизионных мыльных опер и художественной литературы, если упомянуть лишь два значимых, но разных примера, идет поиск Турцией самой себя. Частью этого поиска нового пути к современности является ревизия идеи секуляризации и движение к новому пониманию места и роли религии (религий) в национальной жизни. Другими словами, складывание альтернативной формы современности параллельно глубокой и вызывающей споры ревизии кемалистского понимания секуляризации. В статье делается попытка, опираясь на турецкий случай, сделать некоторые более общие выводы, касающиеся самой идеи постсекулярного и его отношения к понятию множественных современностей.