Статья посвящена вопросам исследования религии в современной эволюционной психологии. В статье рассматриваются концепции социобиологии Э. Уилсона, выделившего три вида отбора, действующего в религии: «церковный отбор», экологический отбор и генетический отбор; «коэволюционизм» культуры и генов П. Ричардсона и Р. Бойда; «мемов» и религии как «побочного продукта эволюции» Р. Докинза. Поскольку эволюционная психология выдвигает ряд спорных идей при исследовании причин возникновения и особенностей функционирования религии, в статье приводятся основные положения научной дискуссии вокруг этих теорий и их критики. Эволюционная психология не свободна от ряда значительных и пока не разрешенных концептуальных проблем: дискуссия о вопросах групповой селекции; проблемы наследственных и культурно обусловленных составляющих религиозности; вопросы наличия «религиозных генов»; теория религии как «побочного продукта» эволюции и т. д. Среди явных затруднений эволюционной психологии можно указать и недостаточность верификации ее концепций, в том числе эмпирическими данными. Тем не менее, благодаря эволюционной психологии исследователи религии могут взглянуть на классические вопросы о происхождении религии, причинах ее распространенности, многообразии ее форм, на общности многих ключевых моментов, функции религиозности и т. д. под принципиально иным углом и привнести в религиоведческий инструментарий естественнонаучную методологию.