Со дня смерти выдающегося российского синолога и религиоведа прошло десять лет, и в данной статье осмысляется его жизненный и творческий путь, его научная методология. Уникальное место в наследии Е. А. Торчинова занимает монография «Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния» (1997). Здесь он вводит новую религиоведческую концепцию, основанную на трансперсональной психологии Ст. Грофа. Фундаментом религии и религиозного опыта выступают трансперсональные и перинатальные переживания. Концепция Е. А. Торчинова открывает широкие компаративистские перспективы. Ее автор предлагает интуитивное понимание глубинных религиозных переживаний средствами экспериментальной науки. Торчиновская схема — способ интерпретации не религии вообще, а конкретных частей религиозной традиции. Преимущества его концепции — не в безграничном, а в ограниченном, но вполне четком, ареале ее применимости. Е. А. Торчинов полагал, что его концепция приходит на смену редукционным, социологическим по существу взглядам. Большой вклад Е. А. Торчинов внес также в исследования даосизма и буддизма.