Настоящий текст представляет собой перевод пятой главы книги Джона Милбанка «Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума», посвященной теологической критике социологии религии. Автор анализирует понимание религии у Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, П. Бергера, Т. Лукмана, Р. Беллы, Н. Лумана, Брайана С. Тернера, а также концепции антропологов К. Гирца и М. Дуглас. Особый раздел посвящен функционализму в библейской критике и историографии истоков христианства (разбираются работы Н. Готвальда, П. Брауна и У. Микса). С точки зрения автора, «как „наука о возвышенном“ социология оказывается запертой в парадоксе кантовской критики метафизики, а также любых притязаний на репрезентацию абсолютного». Автор стремится показать, что «все социологии религии XX века могут быть интерпретированы как проявления светского надзора за возвышенным» и что они являются «проявлениями светской воли к власти».