В статье предпринимается попытка определить характер мировоззрения русских масонов конца XVIII — начала XIX века. Автор критически анализирует концепцию «христианского мистицизма» применительно к русскому масонству. С опорой на концепцию «эзотеризма как формы мысли» А. Фэвра автор обращается к масонским текстам из архивных фондов Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). Определение мировоззрения русских масонов как «эзотеризма» в строгом смысле этого слова позволяет: (1) объяснить противоречивость этого мировоззрения; (2) реконструировать его как единую целостную систему, что дает возможность адекватного понимания и интерпретации энигматических масонских текстов; (3) дать объективную оценку роли масонства в русской культуре указанного периода как ее «третьей опоры», наряду с ортодоксальным христианством и просветительским рационализмом.