В статье приводятся различные трактовки интегрального традиционализма, рассматривается его роль в политических и религиозных движениях XX века. Автор предполагает два возможных варианта: традиционализм как политическая идеология или как религиозная идеология. На примере политических движений и отдельных деятелей, в то или иное время ассоциировавших себя либо ассоциируемых с традиционализмом (К. З. Кодряну, Ю. Эвола, барон Унгерн фон Штернберг), автор показывает, что как политическая идеология интегральный традиционализм несостоятелен, так как его главные цели лежат не в материальном мире, а за его пределами. Политики-традиционалисты были в большей степени устремлены к духовному миру (или к тому, что они под этим миром понимали), отсюда малая практическая и фактическая значимость тех движений, которые сформировались на базе традиционалистских идей. Следовательно, вернее будет рассматривать интегральный традиционализм как религиозную или околорелигиозную идеологию, имеющую своим практическим выражением различные формы социального действия. Поскольку эта идеология синкретична по своей природе и содержит в себе ряд характерных для комплекса западного эзотеризма черт, то рассматривать ее представляется наиболее адекватным в рамках исследований западного эзотеризма. Такой подход был предпринят в ряде западных исследований и уже принес свои плоды, в то время как в России зачастую данные движения стремятся редуцировать к чисто политическим формам, нивелируя их околорелигиозную составляющую, что приводит к недооценке этих движений и мыслителей или к слишком поспешным о них суждениям.