В статье рассмотрены примеры рецепции гностических идей в творчестве русских символистов Серебряного века, а также представлен критический обзор основных работ по теме исследования. Основное внимание при анализе литературы Серебряного века уделено символизму соловьевского извода, отчасти ориентированному на учения и мифы гностиков. Делается вывод о недостаточной изученности проблемы и необходимости единого методологического подхода к ее исследованию, унификации и уточнения терминов «гнозис» и»гностицизм» на основе концепций, разработанных на конгрессе в Мессине в 1966 году и в работах М. А. Вильямса. В статье утверждается, что второе поколение русских символистов, следовавшее историософскому мифу Владимира Соловьева о Божественной Софии, поставило не только «внешнюю» филологическую задачу создания литературного течения, но и выдвинуло для своих членов религиозно-философскую задачу становления будущего нового человека — «человека духа», причем эта задача перекликалась с мистическим опытом пробуждения «внутреннего человека» в учении гностиков и восточнохристианских учителей исихазма, а также западных розенкрейцеров. Это дает основание отнести движение младосимволистов к «малой эзотерической традиции европейской культуры».