Данная статья представляет собой доработанную лекцию из серии «Беседы о секуляризме», прочитанную автором в Институте гуманитарных наук в Вене, Австрия, 29 апреля 2013 г. В статье изложены разные подходы к вопросу о российском вкладе в возникновение постсекулярности. Самый очевидный и поверхностный подход акцентирует внимание на распаде СССР и постсоветское возрождение Русской православной церкви. Менее проработанный, но не менее важный подход заключается в исследовании малоизученного сюжета из интеллектуальной истории: влияние антисоциалистической и, в конечном итоге, антибольшевистской русской религиозной мысли на западный интеллектуальный климат. В статье показывается, что после основания Советского Союза антибольшевистское русское зарубежье достаточно эффективно распространяло свои идеи на Западе и таким образом внесло существенный вклад в развитие антисекулярного дискурса, уходящего корнями в ХIХ век. Этот дискурс стал еще более убедительным благодаря холодной войне. Данный дискурс увязывает религиозность со свободой, а атеизм — с несвободой. Автор утверждает, что этот дискурс, в развитии которого столь значимую роль сыграли российские интеллектуалы, появился как реакция против нигилизма и угрозы культуре; по мнению автора, тревога о возможных последствиях нигилизма и привела нас к постсекулярной ситуации. Таким образом, постсекулярность может быть рассмотрена как попытка отреагировать на вызов нигилизма.