В статье исследуется связь народного ислама с суфийской (бекташийа) и другими суннитскими традициями. Анализ одного примера — результатов полевой работы в горной области Родопи, в греческой Фракии, населенной славяноязычными помаками, — помогает критически понять своеобразие и взаимное переплетение религиозных традиций. Мотивы и цели разных мусульманских традиций различны: если суфизм
и народный ислам ориентированы прежде всего на единство человека и природы, то сунниты «выстраивают себя» вокруг постоянного утверждения ортопраксии в открытом диалоге с властью. Дилемма «народные практики vs. школьная традиция» еще более осложняется влиянием западной теологии, научного мировоззрения и статусом лингвистического (славянского) и религиозного меньшинства в греко-православном окружении. Переход от народных практик религиозности к ее более рационализированным формам порождает новое поле динамической конфронтации.