В центре внимания статьи находится понятие монархии, в частности самодержавной монархии, и то, как это понятие используется в Русской православной церкви и в околоцерковных кругах. Для того чтобы проследить «генеалогию» этого понятия, автор обращается к дореволюционным (в особенности к позднеимперским) и эмигрантским богословам и светским, религиозно-мотивированным интеллектуалам. Анализируются два течения в монархизме: «царебожие» и славянофильское направление, которое вводит элемент теории народного суверенитета в понимание монархии. Делается вывод о том, что традиция «царебожия» в постсоветской России вытесняется на политическую периферию, а центр начинает занимать славянофильская трактовка. Эта трактовка достаточно проблематична и парадоксальна, что свидетельствует о внутренней нестабильности, «переходности» представления о монархии в современной церкви.