В статье рассматривается вопрос о церковной автокефалии через призму теории суверенитета, предложенной Карлом Шмиттом, и в контексте современных межправославных отношений. Автор исходит из предпосылки, что в сфере межцерковных отношений понятие автокефалии является синонимом суверенитета. В качестве аналитического инструмента используется шмиттеанская концепция суверенитета-как‑исключения. Провозглашение какой‑либо поместной церковью автокефалии становится решением, которое вводит чрезвычайное положение и потому порождает нового суверена. В качестве примера рассматривается история провозглашения автокефалии Русской церкви. В статье также вводится различение полного церковного суверенитета и ограниченного суверенитета, который возникает в том случае, когда церковь-мать предоставляет автокефальный статус одной из своих частей, тогда как условием «суверенной автокефалии» заявляется ее самопровозглашение. Автор также описывает альтернативную модель, согласно которой Константинопольская церковь выступает в качестве верховного суверена во всеправославном масштабе на основании «первенства чести» в священных диптихах. Отдельно рассматривается вопрос о всеправославном соборе как над-автокефальной инстанции, имеющей верховную власть в Православной церкви. Автор приходит к выводу, что такой собор будет ограничивать суверенитет автокефальных церквей и станет верховным сувереном, добровольно порожденным самими суверенными автокефальными православными церквами.