Статья посвящена книге современного православного богослова, профессора Фордхэмского университета в Нью-Йорке Аристотеля Папаниколау «Мистическое как политическое: демократия и нерадикальная ортодоксия» (2012). Анализируются исходные посылки и основная аргументация автора, поставившего целью оправдать режим либеральной демократии с точки зрения восточнохристианского аскетического богословия. Позиция автора книги рассматривается в рамках возможных вариантов христианской политической теологии (теологии «использования» и теологии «участия» на фоне а-теологии анахорезы) и с учетом различия современных «православных» политических контекстов. Критике подвергается предложенная автором интерпретация традиционной аскетической установки, а также его стратегия, направленная на апологию определенного политического режима, которая оказывается произвольной, поскольку автор сознательно уклоняется от формулирования христианского политического идеала в контрасте с секулярными философскими основаниями современной демократии и либерализма.