В настоящей статье проблема столкновения различных парадигм религиозной и национальной идентичности в многонациональной и многоконфессиональной Российской империи рассматривается на примере дискуссий, которые велись в течение ряда десятилетий вокруг православных приходов в Финляндии. Дискуссия о том, какой статус должны иметь православные приходы в Финляндии, выявила конфликт двух законодательных систем — общеимперской и Великого княжества. При этом финляндские законы воспринимались в Великом княжестве как залог национальной идентичности. Поэтому и вопрос об уставе православного прихода оказался в самом центре конфликта между метрополией и окраиной и в самом центре процесса национального обособления Финляндии. В результате империя и общеимперское религиозное законодательство уступили в этом вопросе сенату и законодательству княжества. Одновременно дискуссия затронула проблему религиозной идентичности, поставив вопрос, в какой степени проектируемая приходская организация соответствует церковному представлению о правильном устройстве прихода. С этой точки зрения финляндский проект вызвал двойственную реакцию православных. С одной стороны, в нем усматривали протестантское влияние и слишком глубокое вторжение гражданских властей в жизнь приходских общин. С другой стороны, подробное описание в проекте органов приходского самоуправления давало надежду сторонникам освобождения прихода от государственно-церковной опеки, что финляндский опыт можно будет распространить на территорию всей империи.