В статье рассматриваются основные модели философского осмысления религии, выделяются конституирующие характеристики религии, которые определяют ее специфику по отношению к иным формам человеческого существования. Автор выделяет несколько способов описания религии: разделение сферы теоретического знания и религиозной веры и отнесение существования Бога к постулатам практического разума в кантовской модели; понимание религии как отношения духа к Абсолютному духу, как самосознания Абсолютного духа в гегелевской модели; акцентирование особого характера религии, основанного на религиозном переживании в феноменологической модели; обращение к религиозному языку и вопрос об эпистемологическом статусе религиозных высказываний в аналитической модели. Автор показывает, что специфика религиозного мышления определена его причастностью вере. Религиозное мышление осуществляется как встреча с тем, что мыслится, что раскрывает себя мысли и тем самым определяет мысль. В статье также исследуется роль метафоры в современной религиозной мысли и показывается, что метафорический язык в современной теологии становится альтернативой понятийному. Автор предлагает новую методологию диалога науки и религии, основанную на понимании их принципиальной инаковости и возможном слиянии горизонтов в прояснении ситуации человека в мире.