В статье рассматриваются отношения религии и науки (понимаемой широко в смысле сферы рациональной деятельности человека) как нередуцируемых базовых аспектов человеческого существования и подсистем культуры, конституируемых различными системами ценностей и норм. Автор указывает на недостаточность теорий, постулирующих их гармоничное сосуществование, полагая необходимым более глубокое исследование причин систематически возникающих между ними конфликтов. Истоки этих конфликтов предлагается искать не в сфере частных или общих когнитивных расхождений, а в фундаментальном различии стоящих за ними духовных установок. С этой целью в статье выделяются два основных типа религиозной жизни, формирующихся под знаком категорий .вера. и .религиозный опыт., каждому из которых соответствует определенный религиозный этос. Наряду с этим выделяются четыре базовые формы рациональности: гипотетико-дедуктивная (естественнонаучная), герменевтическая (гуманитарная), философская и богословская. Последовательное рассмотрение их сочетаний позволяет предложить более подробную систематику отношений религии и науки, выявить как наиболее конфликтогенные, так и наиболее благоприятные возможности — с точки зрения их мирного сосуществования. Автор приходит к выводу о неизбежности возникновения новых конфликтных ситуаций, преодоление которых возможно не на пути снятия частных противоречий, а через общее религиозное обоснование ценности рациональной сферы как таковой. Последнее позволит установить между религией и наукой диалогическое отношение взаимного полемического признания, поднять общественный престиж науки и рационализировать стихию религиозной жизни.