В центре внимания автора находится исчезающая община русских иудействующих (субботников) в Армении. Анализ фольклорного репертуара этой общины позволяет увидеть, что в основе идентичности нынешних субботников лежит переживание разрыва с религиозным прошлым. Этот разрыв, произошедший во второй половине XX в., сопровождался усвоением экзонима «субботники» и превращением его в относительно устойчивую этническую категорию. Парадоксальность такого превращения раскрывается в статье с использованием различения группы и категории, а также противопоставления этнического и религиозного. Рассматриваются история использования термина «субботники» и его противоречивые коннотации, отсылающие одновременно и к иудаизму, и к христианскому сектантству. В противоположность подмеченному Брубейкером существованию этничности без групп движение иудействующих дает примеры устойчивых сообществ, плохо поддающихся категоризации. Субботники Армении, составлявшие в XIX в. одну из таких «групп вне категорий», ныне приближаются к состоянию «категории без группы». Прослеживается связь этой трансформации с подменой текстуальных (религиозных) оснований повседневных практик этническими.