Статья представляет собой анализ масштабного социологического исследования трех групп респондентов, ранжированных в соответствии с критерием «комбинированной еврейской идентичности»: «статусные (или галахические) евреи», «декларативные евреи» и «русские» евреи. Исследование показало, что характерная для поздней советской эпохи классическая оппозиция «атеистов» и «верующих» с оттеснением религиозного фактора на периферию этнонационального самоопределения претерпела в Израиле серьезную трансформацию, адаптировав принятую в местном обществе пятичленную схему: «атеисты», «хилоним» (светские), «масоратим» («традиционалисты»), религиозные сионисты, «харедим» (религиозные ультраортодоксы). Религиозная идентификация выходцев из бывшего СССР в Израиле имеет три основных источника: сохранившиеся в семьях репатриантов остатки восточноевропейской еврейской религиозно-культурной традиции; система приобретенных в позднесоветскую и постсоветскую эпоху и / или в самом Израиле «современных» (или неотрадиционных) религиозных представлений; усвоение религиозных по происхождению поведенческих моделей и ритуалов в качестве элемента не столько религиозной, сколько израильской общегражданской культуры. Вопреки бытующим мнениям религиозная идентификация первого и тем более второго поколения выходцев из бывшего СССР в Израиле в большей степени является результатом местного израильского опыта, чем итогом так называемого «советского наследия».