Россия

Начальная история христовщины: от экстатического движения к конфессионализации секты

В данной статье предполагается рассмотреть процесс становления секты хлыстов. Привлечение ранее не использовавшихся при изучении этого движения источников (следственные документы стрелецких бунтов, дело царицы Евдокии и майора Глебова и др.) позволяет более детально представить себе среду формирования сектантского движения и структурировать раннюю историю секты в виде последовательного поэтапного процесса.

Ислам в восприятии российского общества: сравнительно-политический аспект

В России, в отличие от Западной Европы, не существует политического рынка, на котором было бы востребовано негативное отношение к исламу и отторжение от мусульман. Формированию такого рынка препятствуют как «автохтонный» характер ислама для России, так и специфика российской политической системы. В силу этих обстоятельств появление на политическом поле партий и движений с исламофобской повесткой маловероятно, а артикуляция негативного отношения к исламу на уровне гражданского общества затруднена.

Религиозная культура или приглашение в религию — чему учат новые учебники?

Введенные сравнительно недавно школьные курсы по основам религиозной культуры ставят немало вопросов: как и в каком виде можно преподавать курс религии в светской школе? должен ли он быть моноконфессиональным или основываться на сравнительном религиоведении? какова его цель — знакомление с религией или приглашение в религию? надо ли обучать детей традиционной религии их собственного народа или допустим выбор курса по желанию? идет ли речь о краткосрочном обучении или о многолетнем курсе? каким должно быть содержание учебников, о каких ценностях там должна идти речь?

Круглый стол в редакции журнала на тему «В чем научность теологии?»

Журнал публикует стенограмму организованного редакцией круглого стола, который был посвящен вопросу научного статуса теологии и места теологии в ряду других академических (гуманитарных) дисциплин.

«В отличие от теологии аксиомы в науке носят локальный, “технический” характер…»

Екатерина Элбакян, один из ведущих российских религиоведов, отвечает на вопросы редакции, посвященные теологии и ее перспективам в качестве академической дисциплины в высших учебных заведениях. В частности, поднимаются вопросы о том, что составляет предмет теологии, как соотносятся теология и научное изучение религии, где границы свободы в теологическом исследовании, что такое конфессиональность и как конфессиональная дисциплина может присутствовать во внеконфессиональных высших учебных заведениях.

Конституционная теократия Лубсан-Самдан Цыденова: попытка создания буддийского государства в Забайкалье (1918–1922)

Звездные отражения: попытка описания современной астрологии

Статья предлагает краткий историко-аналитический обзор основных тенденций современной западной астрологии, включая дискуссию об изменениях и резистентных формах астрологического мировоззрения с короткими экскурсами в астрологические системы, представленные в современном российском религиозном ландшафте.

Противодействие «религиозному экстремизму»: российское государство в поисках ответов на вызовы десекуляризации

Некоторые аспекты десекуляризации в постсоветской России

Статья посвящена десекуляризации в постсоветской России на фоне предшествовавших ей секуляризационных процессов. Анализируются отдельные аспекты характерного для стран с коммунистическими режимами типа секуляризации, такие как «гиперприватизация религии» и «дистилляция религиозного сознания», а также особенности возрождения религии в постсоветской России. На примере Русской православной церкви рассматривается тезис, что «обмирщение» религиозных институтов при выходе из религиозного гетто в публичное пространство является контрсекуляризационным процессом.

«Множественные современности», российские «проклятые вопросы» и незыблемость секулярного Модерна (теоретическое эссе)

Россия представляет собой интересный случай для проверки гипотезы Ш.Эйзенштадта о «множественных современностях», а также связанной с этой гипотезой идеи о том, что именно различие религиозных традиций определяет множественность. На мой взгляд, некоторые распространенные интерпретации эйзенштадтовой парадигмы явно страдают преувеличенным акцентом на «множественности», доходя до утверждения полной культурной особости всех форм modernity.