десекуляризация

Почитание преподобного Габриэла: институционализация народной религии и ее политическое измерение в Грузии

Время соборов: культовые здания и политическая легитимность в постсоветской Грузии

Дело «Пусси райот» и особенности российского постсекуляризма

Некоторые аспекты десекуляризации в постсоветской России

Статья посвящена десекуляризации в постсоветской России на фоне предшествовавших ей секуляризационных процессов. Анализируются отдельные аспекты характерного для стран с коммунистическими режимами типа секуляризации, такие как «гиперприватизация религии» и «дистилляция религиозного сознания», а также особенности возрождения религии в постсоветской России. На примере Русской православной церкви рассматривается тезис, что «обмирщение» религиозных институтов при выходе из религиозного гетто в публичное пространство является контрсекуляризационным процессом.

Концептуальные основы теории десекуляризации

В статье делается попытка концептуализации идеи десекуляризации, которая была впервые сформулирована Питером Бергером в конце 1990-х гг. Автор статьи указывает на обычное запаздывание социологов религии с теоретическим осмыслением новых подходов и пытается восполнить этот недостаток. При таком теоретическом осмыслении десекуляризации автор отталкивается от концептуального языка теории секуляризации, подробно разработанной социологией религии в течение XX века.

Осмысливая секулярность

Статья рассматривает понятие «секулярный» и другие слова, восходящие к соотвествующему латинскому корню, такие как «секуляризация», «секуляризм», «десекуляризация» и «постсекулярность». Разные авторы вкладывают в эти слова разный смысл, и к тому же они часто используются в оценочном смысле (как в научном, так и в широком публичном дискурсе), и все это приводит к путанице. Автор делает попытку «распутать» эти значения, предлагая некую матрицу для их более строгого употребления.