теология

Теология в контексте: подлинность частного как вызов универсальности христианской истины. Введение

Текст Писания и религиозная идентичность: Септуагинта в православной традиции

В полемике православных богословов с иудеями, протестантами и католиками Септуагинта нередко играет роль «знамени православия». Однако, как показано в статье, положение дел намного сложнее: на протяжении всей истории православной традиции яростная полемика против «испорченной» еврейской или латинской Библии сосуществовала, например, с цитированием еврейских чтений у ранневизантийских Отцов или с использованием Вульгаты при правке церковнославянской Библии. Гомилетические задачи играли здесь намного более важную роль, чем собственно текстологические принципы.

Экуменизм, антиэкуменизм и консервативный экуменизм в политической и богословской перспективе: взгляд из Соединенных Штатов

В статье рассматриваются феномены экуменизма, антиэкуменизма и консервативного экуменизма. Автор ставит перед собой двоякую цель. Первая — выявить богословские основания экуменизма и антиэкуменизма, а также проанализировать в этой исследовательской перспективе консервативный экуменизм. Вторая — обозначить политический компонент этих феноменов. Автор анализирует и критикует концепцию «экуменического сознания», предложенную А. Шишковым.

Самоопределение Бога в Исх 3:14: «Я есмь Сущий» или «Я Тот, кто Я есть»? Экзегеза современных интерпретаторов и грамматика древних текстов

В статье сопоставляются две интерпретации слов Бога в Исх 3:14, а именно (а) традиционное «онтологическое» истолкование («Я — Сущий», «Я — Тот, кто существует»), которое представлено в Септуагинте, в святоотеческой экзегезе и в Синодальном переводе, и (б) «апофатическое» понимание этих слов («Я тот, кто Я есть»), которое преобладает в современной экзегезе и современных переводах. Анализ еврейского текста говорит в пользу того, что «апофатическая» интерпретация отражает первоначальное понимание Исх 3:14 в доэллинистическом иудаизме.

«Толедские принципы» и теология в школе

Изучение религии (религий, религиозных культур), которое является необходимой частью образования, нуждается в поддержке. По мнению автора, десятилетие «Толедских руководящих принципов преподавания знания о религиях и верованиях в государственных школах» (2007) — хороший повод обсудить эту проблему. Автор исходит из того, что педагогика как совокупность способов обучения является несамостоятельной с точки зрения ценностей и смыслов, на которые она опирается и которые призвана транслировать.

В поисках «теологии Септуагинты»: методологические аспекты

Теология в современном российском академическом пространстве

В статье описывается история становления теологии как образовательной и научной дисциплины в российском высшем образовании и науке начиная с 1992 года. Отмечается, что теология как образовательная дисциплина возникла не как проект религиозных организаций, а как инициатива Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, а также научного и образовательного сообщества в ситуации институционального коллапса структур «научного атеизма» в 1991 году.

Круглый стол в редакции журнала на тему «В чем научность теологии?»

Журнал публикует стенограмму организованного редакцией круглого стола, который был посвящен вопросу научного статуса теологии и места теологии в ряду других академических (гуманитарных) дисциплин.

«Теология — это наука о церкви как некоторой фактической данности…»

Константин Антонов, заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета ПСТГУ, отвечает на вопросы редакции, посвященные статусу теологии в качестве научной дисциплины. В частности, речь идет о том, что составляет предмет теологии, как соотносятся теология и научное изучение религии, где границы свободы в теологическом исследовании, что такое конфессиональность и как конфессиональная дисциплина может присутствовать во внеконфессиональных высших учебных заведениях.

«В отличие от теологии аксиомы в науке носят локальный, “технический” характер…»

Екатерина Элбакян, один из ведущих российских религиоведов, отвечает на вопросы редакции, посвященные теологии и ее перспективам в качестве академической дисциплины в высших учебных заведениях. В частности, поднимаются вопросы о том, что составляет предмет теологии, как соотносятся теология и научное изучение религии, где границы свободы в теологическом исследовании, что такое конфессиональность и как конфессиональная дисциплина может присутствовать во внеконфессиональных высших учебных заведениях.

Страницы