Христианский Восток: государства и межконфессиональные связи

Русский

Воздвижение Креста Господня и свержение императора Эфиопии: лидж Иясу и драма во время праздника Мэскэль

16 сентября 1916 г. эфиопский правитель Иясу был отлучен от Церкви и свергнут. Существует большое количество литературы о местных и международных политических силах, стоящих за этим переворотом, но время его совершения упоминается лишь мимоходом. Настоящая статья посвящена факту совпадения этого события с большим христианским праздником Мэскэль (Праздником Креста), ранним христианским торжеством, которое де-факто приобрело статус великого праздника Эфиопской Церкви в XV в.

История экуменизма: забытый ранний этап

Историки экуменизма обыкновенно датируют его оформление началом XX в., указывая в качестве «символического начала» на Всемирную миссионерскую конференцию, состоявшуюся в Эдинбурге в 1910 г. Поиски зарождения экуменической мысли приводят исследователей в предшествующие столетия, до XV–XVI вв. Однако известны восточные источники, свидетельствующие о том, что экуменическая парадигма экклесиологической мысли, типологически соответствующая той, которая сложилась в XX в., в действительности сформировалась значительно ранее.

Маронит, мелькит или яковит? К вопросу о конфессиональной принадлежности ‘Абд ал-Масиха ибн На‘има ал-Химси, арабо-христианского переводчика Плотина

В настоящем исследовании предпринимается попытка определить конфессиональную принадлежность арабо-христианского переводчика Плотина, ‘Абд ал-Масиха ибн На‘има ал-Химси (IX в.). Рассматриваются три версии: он мог быть маронитом, мелькитом или яковитом. Отсутствие первоисточников, которые позволили бы контекстуализировать ал-Химси в его христианской среде, означает, что любое решение неизбежно будет предварительным. Тем не менее, представляется вероятным, что ал-Химси был халкидонитом (т.е.

Отношения между коптами и сирийцами в свете открытий в Дейр ас-Сурйāн

В статье предлагается анализ, направленный на контекстуализацию археологических, иконографических и эпиграфических данных, полученных главным образом в 1990-е гг. в ходе исследований, проводившихся в «Монастыре сирийцев» в Вади-н-Натрун, между Каиром и Александрией. Особое внимание уделяется историческим связям между египетским (коптским) и сирийским христианскими сообществами, как в указанном монастыре, так и в Каире и в Египте в целом.

Из келий в ханские шатры: сирийская поэзия монгольского времени

Сирийская христианская поэзия XI–XIV вв. (эпоха «Сирийского Ренессанса») до настоящего момента остается малоизученной. Одна из причин этого – ставший традиционным подход исследователей, расценивающих эту поэзию как вторичную вследствие сильного влияния исламской литературы. Причиной изменения характера литературы послужили исторические события XIII в.: окончательное крушение халифата (1258 г.) и образование на территории Ирана и Ирака государства с монгольской династией Ильханов (Хулагуидов) во главе.

Зороастрийские мифологические мотивы и феномен христианской аккультурации в Сасанидской Месопотамии

В статье рассматриваются два случая заимствования зороастрийских мифологических мотивов сирийскими христианами. Первый пример, засвидетельствованный впервые в сочинениях Ефрема Сирина (IV в.), касается реинтерпретации традиционного образа библейского Рая как опоясывающей весь мир космической горы, возникшей, по всей вероятности, под влиянием иранских космологических традиций, связанных с горой Албурз.

Государство и религия: основание монастырей и покровительство им как способ контроля над территориями в Армении во второй половине IX в.

В статье на трех примерах рассматривается связь между покровительством монастырям и контролем над территориями в Армении во второй половине IX в. Первый пример – монастырь Севан, основанный княгиней Мариам Багратуни и знаменитым отшельником Маштоцем в 871 г. Предполагается, что этот и другие монастыри, основанные Багратидами на берегах озера Севан (область Гехаркуник), являлись средством распространения влияния Багратидов в этом регионе, принадлежавшем роду Сюнидов.

Библия и царская власть: легитимация династии Багратидов в средневековой армянской историографии

Статья посвящена проблеме конструирования прошлого и легитимации власти династии Багратидов в средневековой армянской историографии. Автор акцентирует внимание на использовании библейских символов в трудах средневековых историков и их роли в укреплении авторитета правящего рода.

От редакции

№ 2 (33) 2015