Иудаизм после СССР: старое и новое, религиозное и национальное

Русский

Религиозная идентичность выходцев из бывшего СССР в Израиле

От евреев к иудеям: поворот к вере или возврат к ней?

Михаэль Лайтман и группа «Бней-Барух»

Это фрагмент более обширной статьи, посвященный учению Михаэля Лайтмана и его движению Бней-Барух, попытке представить каббалу как науку и вывести ее за пределы ортодоксального иудаизма. Автор рассматривает методологию Лайтмана, его учение об исправлении мира и спасении от антисемитизма посредством изучения каббалы, его социальный идеал, а также социологический контекст движения, конкуренцию Лайтмана с другим представителем нью-эйджевской каббалы Шрагой-Файвлом (Филиппом) Бергом, стратегии обретения популярности и сложные отношения с ортодоксией.

Каббала в XXI веке: выход из иудаизма?

Беседа с русскоязычными исследователями каббалы из Москвы и Иерусалима посвящена истории каббалистической мысли на территории Российской империи, особенностям восточноевропейской хасидской мистики и каббалистической составляющей современного хасидизма, в том числе в России, и рецепции каббалы в русской культуре. Контрапунктом этих тем становится феноменология и социология «научной каббалы» Михаэля Лайтмана — русскоязычного проявления более широкого феномена нью-эйджевской каббалы, попытки заниматься каббалой вне еврейской традиции и иудаизма,

Портрет на стене и шпроты на хлебе: московские евреи между двумя «сектам»

«Нежные псалмы»: этническое и религиозное в культуре русских иудействующих

Ритуалы в состоянии перемен: сватовство и брак у бухарских евреев

Свадебные  ритуалы  бухарских  евреев  описываются  в статье по материалам  полевых  исследований  автора,  проведенных  в Узбекистане,  Израиле  и СȀА  в период  с 1991 года.  Автор  предлагает не столько законченный и самодостаточный монтаж, сколько многоплановые кадры из частной жизни, указывая  на пересечения  между  социальной  структурой  и человеческой  деятельностью,  между  унаследованными  традициями  и новаторскими изменениями. Рассматриваются шесть празд- неств  из серии  бухарско-еврейских  свадебных  практик:  ши-ринхори - поедание  сладостей,  олицетворяющее  помолвку; утверж

Общины траура: погребальные плачи горских евреев в селе Красная Слобода (Азербайджан) и в интернете

В статье  рассматриваются  две  локации  выражения  плача  горских евреев - Красная Слобода, представляющая собой традиционное место воплощения традиций горских евреев, и онлайн- центр горских евреев. Автор изучает то, как плач, выражающий себя в обоих пространствах, помогает создавать общину горских евреев. Однако, как показывает автор, развитие альтернативных  мест выражения плача в конечном счете бросает вызов гендер- ным ожиданиям, касающимся эмоциональности и проявлений горя, равно как и привычным текстам плакальщиков.

Народный иудаизм: варианты религиозных практик (по материалам экспедиций к евреям Украины и Молдавии, 2004–2011)

Статья основывается на анализе интервью с евреями Украины и Молдавии, прожившими часть жизни в условиях существования традиционного еврейского уклада, а часть — в условиях активного государственного неприятия любых религиозных традиций. Рассматривается несколько вариантов «народного иудаизма». Одна из форм «народной религиозности» – это вынужденный отказ от следования заповедям иудаизма и различные варианты обхождения запретов.

№ 3 (33) 2015