евангельские христиане-баптисты

Богословие приличия: представления евангельских христиан-баптистов о внешнем виде женщин в поздне- и постсоветский период

В настоящей статье поставлена задача на материалах устной истории изучить воспоминания евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) о требованиях к внешнему виду христианина как отражении его благочестия. В статье показывается на материалах воспоминаний о позднесоветском периоде, как требование благочестивого поведения постепенно стало адресоваться преимущественно женщинам.

Представления о браке и брачные практики евангельских верующих в Советском Союзе в 1940–1980-е гг. (по материалам общин евангельских христиан-баптистов Центрально-Черноземного региона)

Предмет настоящего исследования — опыт развития брачно-семейных представлений в контексте религиозной субкультуры на примере движения евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) в послевоенный период советской истории.

Майкл Бурдо и Центр по изучению религии и коммунизма в контексте защиты религиозной свободы (1959–1975)

Исторические корни и соотношение конфессиональных и этнических границ в меннонитской идентичности в СССР

В статье рассматриваются исторические корни и динамика идентичности меннонитов в СССР на основе концепции этноконфессиональности, введенной А. Н. Ипатовым. В начале XX в. в результате секуляризации часть меннонитов отошла от религии, продолжая при этом считать себя меннонитами по культуре; меннонитская идентичность перестала быть сугубо религиозной. Конфессиональная идентичность под давлением обстоятельств Гражданской войны утеряла свое традиционное ядро — обязательный отказ от оружия.

«Без проповедников, в углу бараков…»: протестантские «барачные общины» в Пермском Прикамье 1940 – 1950 - х гг.

В статье рассматриваются вопросы о возникновении и существовании протестантских групп в городах и рабочих поселках Западного Урала в 1940-е — начале 1960 - х гг. Обстоятельства жизни местных жителей и мигрантов привели к формированию «барачных общин» верующих. Приспосабливаясь к ситуации, социально дискриминируемые группы населения, спецпоселенцы, выработали механизмы адаптации и консолидации в «чуждой» городской среде.

Коллективные практики типичной общины евангельских христиан-баптистов в позднем СССР

В статье рассматриваются особенности общинной жизни евангельских христиан-баптистов в СССР: состав, внутренняя структура и численность общин, их правовое положение, литургическая жизнь, а также формы «незаконной» деятельности, включающей нелегальные молитвенные собрания, обучение детей, издание религиозной литературы, проведение свадеб, внутриобщинную взаимопомощь. Описываются молодежные группы и сложное отношение к ним верующих старшего поколения, а также роль женщин в баптистских общинах.