миряне

«Воцерковление» 1917 года: церковный кризис и приходская революция

В последнее время историками много сделано для того, чтобы исправить прежнее невнимание к Русской православной церкви, в частности, ее роли во время революции, однако в целом светская историография игнорирует этот новый массив книг, статей и диссертаций. Это связано, в основном, с секулярной ангажированностью историков, а отчасти и с узостью самой историографии церкви, которая часто сводится к внутрицерковной проблематике: она больше посвящена истории Церкви, а не Церкви в истории.

С иконами и песнопениями, или епископ, сбежавший от своих прихожан. Массовые паломничества в России эпохи Сталина и Хрущева

Паломничества в монастыри и к другим святым местам были традиционной религиозной практикой среди православных верующих до 1917 года. Несмотря на провозглашение советским правительством государственного атеизма, эти практики исчезли только во время массового террора 1930 - х гг. Однако в ходе Второй мировой войны, когда Сталин изменил свою политику в отношении религий, верующие возобновили практику паломничеств. В статье рассматривается паломничество к знаменитому монастырю «Коренная пустынь» вблизи города Курска. В период с 1944 г. и вплоть до начала новой антирелигиозной кампании при Н.

«Вся власть приходам»: возрождение православия в 1920-е гг.

Как правило, исследования истории Русской православной церкви в советское время сконцентрированы на высокой политике, на Церкви как институте в целом и на священниках, особенно высшей иерархии. Однако очень важно переместить внимание на приходской уровень и на жизнь мирян, которым большевики своим знаменитым декретом 1918 г. фактически передали всю власть в религиозной жизни на местах.