когнитивное религиоведение

Невидимые партнеры и стратегическая информация: ченнелинг как семиотическая идеология

Один из важных аспектов религиозных практик и репрезентаций касается способов обращения с информацией. Если мы понимаем религию как форму воображения, наделяющую «нечеловеческих» агентов человеческими свойствами (и наоборот), мы можем ожидать, что особую роль в религиозной культуре будут играть правила коммуникации и взаимодействия с такими агентами. Среди аналитических инструментов, позволяющих нам исследовать упомянутые нормы, ожидания и правила, представляет специальный интерес теория «семиотических идеологий» Вебба Кина.

Могут ли чувства и представления быть религиозными и секулярными? Критика современной психологии религии

С 1990-х годов религиоведы спорят о том, можно ли использовать тер- мины «религиозное» и «секулярное» в научных исследованиях. Мы рассмотрим, как эти термины используются в современной психологии религии. Разные исследовательские группы в этой дисциплине выделяют два объекта исследования: (1) «религиозные состояния» (трансперсональная психология и нейротеология); (2) «религиозные идеи» (когнитивное религиоведение). Однако из-за проблем в терминологии им не удается строить нейтральный и последовательный дизайн исследований.

Психология религии как научный проект

Дискуссии о «врожденной» религиозности в когнитивном религиоведении

​В статье анализируется дискуссионное поле, сложившееся в современных когнитивных теориях религии вокруг проблемы сравнительной роли социокультурных и биологических/когнитивных факторов в формировании религиозных представлений, одним из ключевых элементов которого выступает тезис о «прирожденных верующих». Авторами выявлены принципы когнитивной науки о религии, ставшие основанием данного тезиса; раскрываются его содержание, основные компоненты и аргументационная база.

Дискуссии о «врожденной» религиозности в когнитивном религиоведении