Польша

«Возвращение украденных латинских душ»: политика полонизации православия в межвоенной Польше

На основе польских архивных материалов раскрывается политика властей II Речи Посполитой в отношении православия и практика ее реализации в северо-восточных регионах страны накануне Второй мировой войны. Польские чиновники опасались, что СССР использует Православную церковь для вмешательства во внутренние дела Польши и поэтому усиливали государственный контроль за православием на ее восточных рубежах. Частью такой политики была дерусификация и полонизация православия.

От «народной религиозности» к «проживаемой религии»: дискуссия в польской антропологии религии

Статья посвящена теоретической дискуссии вокруг ключевых терминов современной польской антропологии религии — «народная религия» («народная религиозность») и «проживаемая религия». Автор характеризует тенденцию последних десятилетий как переход от первого термина ко второму. Показано, что смена подходов и терминов связана с трансформацией самого польского общества, в частности, того, что считалось «традиционной крестьянской культурой», с которой ассоциировалась «народная религиозность».

«Пора покончить с этой религией комфорта!» Текст и тело в Экстремальном крестном пути

Статья посвящена «новой формe духовности» в лоне польского католицизма, известной как Экстремальный крестный путь (польск. Ekstremalna Droga Krzyżowa) и инициированной в 2009 году Стрычеком, одним из наиболее ярких священников Польши. Проводимая в пятницу, предшествующую пасхальной неделе, эта практика включает в себя индивидуальное или коллективное движение ночью, в молчании, по маршрутам длиной от 30 до 100 километров, обычно проходящим по лесам и полям, с остановками на четырнадцати стояниях, где читаются молитвы Страстного пути.

Образ польской матери и Богородица: новое использование символики материнства

Статья затрагивает проблему агентности женщин в религиозном контексте. Автор рассматривает разные определения агентности и доказывает, что можно ее понимать иначе, нежели в феминистском либеральном дискурсе. В тексте анализируются также взаимосвязи между религией и эмансипацией женщин в Польше и доказывается, что религия не обязательно означает ограничение. Для обоснования этого тезиса используются примеры этнографических исследований глубоко верующих католичек (визионерок), а также участниц нового религиозного движения «Брахма Кумарис».

Дело вкуса. Об одном разделении внутри римско-католической общины в Польше

В статье анализируется раскол Католической церкви и верующих в Польше на приверженцев «открытого» и «закрытого» католицизма. Опираясь на результаты изучения активистов «Радио Мария» и доминиканского ордена и беря в качестве теоретической базы взгляды Пьера Бурдье, автор показывает, что истоки этого различия носят социальный («классовый») характер. «Открытые» католики имеют лучшее образование; «закрытые» — это люди с начальным образованием и, как правило, пожилые. Данные характеристики, однако, не отражаются на их способности адаптироваться к экономическим реалиям.

Polonia semper fidelis? Национальная мифология, религия и политика в Польше

Статья посвящена рассмотрению сложившейся в Польше национальной мифологии. В частности, мифа о Polonia semper fidelis, то есть представления о сущностно и вечно католическом характере Польши, постоянно страдающей за свою христианскую веру и принимающей мученичество за грехи мира. Автор прослеживает историю формирования этого мифа с XVII в. и до наших дней. Далее в статье рассматривается та трансформация, которую данный миф претерпевает в посткоммунистический период, в частности, в контексте споров о месте католичества и церкви в политике и публичном пространстве.